Поиск по сайту

EN
Мельдоний Органика

Ведение пациентов с астеническим синдромом, перенесших COVID-19

РЕЗЮМЕ:

При COVID-19 пациенты отмечают недостаток жизненных сил. Причина такого состояния в выраженной гипоксии. Новый класс лекарственных средств – парциальные ингибиторы окисления жирных кислот (p-FOX), международное непатентованое название – мельдоний – влияют на гипоксию тканей.

Цель исследования: оценить эффективность применения препарата Мельдоний Органика 500 мг в капсулах в купировании астенического синдрома у пациентов, перенесших COVID-19.

Материал и методы. Наблюдали 128 пациентов (59 мужчин и 69 женщин) в возрасте от 51 до 54 лет; 52,3% из них жаловались на постоянную, стойкую, сильно выраженную усталость. В основную группу (n=30) включили пациентов с астеническим синдромом продолжительностью не менее 2 мес; больные, помимо стандартной терапии по протоколу ведения пациента, перенесшего COVID-19, получали препарат Мельдоний Органика 500 мг (перорально по 1 капсуле 2 раза в день в течение 3 мес). В группу сравнения вошли пациенты (n=30), получавшие стабильную терапию по протоколу ведения пациента, перенесшего COVID-19, с сопутствующей соматической или неврологической патологией, затрудняющей исследование, с наличием у больных в анамнезе выраженных аллергических реакций и аутоиммунных заболеваний, вирусных форм гепатита (включая вирусоносительство), а также острых инфекционных заболеваний в течение 4 нед, предшествующих забору крови.

Результаты и обсуждение. Клиническая неврологическая картина определялась степенью вовлечения в патологический процесс центральных механизмов регуляции соматосенсорной системы. До начала лечения у больных в основной группе было 15,3±0,2 балла по шкале MFI-20, в группе сравнения – 15,2±0,2 балла. После окончания лечения в основной группе выявлено достоверное улучшение у 26 (86,7%) пациентов, средний балл по шкале MFI-20 – 9,7±1,6 (p<0,01); в группе сравнения улучшения наблюдались лишь у 2 (6,7%) пациентов, средний балл составил 14,6±1,2 балла (p<0,05). Через 30 дней после окончания терапии в основной группе средний балл по шкале MFI-20 составил 10,7±0,8 (p<0,01); в группе сравнения результаты по сравнению с исходными не
изменились – 15,1±0,2 балла (p<0,05).

Заключение. Выявлен многоуровневый характер поражения нервной системы при COVID-19, что требует индивидуального подбора терапии. Исследование показывает целесообразность включения препарата Мельдоний Органика 500 мг в капсулах для терапии астенического синдрома у пациентов, перенесших COVID-19.


Отрывок из статьи

Понятие «метаболическая терапия» объединяет препараты с различным механизмом действия, участвующие в процессах образования аденозинтрифосфата (АТФ). Большая часть необходимого клетке АТФ синтезируется в митохондриях [5–7]. При недостатке кислорода в митохондриях скапливаются недоокисленные жирные кислоты, что приводит к угнетению синтеза АТФ и нарушению дыхания клетки. Уровень АТФ в ткани резко падает, повышается проницаемость мембран для ионов кальция, развивается оксидативный стресс с накоплением токсичных для клеточной мембраны продуктов, что приводит к повреждению и нарушению транспортировки АТФ к органеллам клетки из митохондрий.

Парциальные ингибиторы окисления жирных кислот (p-FOX) – новый класс лекарственных средств. Согласно FDA (США), они являются единственным новым классом антиангинальных лекарственных средств, созданных за последние 30 лет [8, 9]. Их наиболее известные представители – ранолазин, триметазидин, мельдоний. Данные препараты либо тормозят скорость окисления жирных кислот внутри митохондрий (триметазидин), либо ограничивают транспорт жирных кислот через мембраны (мельдоний), уменьшая количество карнитина [7–9].

В настоящее время использование этих препаратов рассматривается как наиболее перспективное направление цитопротекции при гипоксии. В 1998 г. открытие ключевой роли NO в качестве сигнальной молекулы в кардиоваскулярной системе было удостоено Нобелевской премии. Важным является то, что мельдоний оказывает селективное действие именно на ишемизированную зону разных тканей, практически не влияя на незатронутые ишемией участки, что дает возможность избегать эффекта обкрадывания [1, 3, 10–13]. Оксид азота и ацетилхолин являются важнейшими биологическими медиаторами, регулирующими множество физиологических процессов как в центральной, так и в вегетативной нервной системе [1, 6, 10, 14–16].

Ключевым фактором гипоксического повреждения мозга является ишемический или глутаматный каскад, который многие исследователи рассматривают в качестве триггера эксайтотоксического повреждения и основной причины гибели нейронов [7, 13]. Результатом стресса становятся функционально-органическое повреждение мозга и выброс нейропептидов и нейротрансмиттеров. В неврологической клинической практике мельдоний имеет преимущество, так как триметазидин тормозит окисление в митохондриях всех жирных кислот – как длинноцепочечных (количество атомов углерода 8), так и короткоцепочечных (количество атомов углерода <8), но не мешает накоплению активированных жирных кислот в митохондриях [17].

Мельдоний является высокотехнологичным метаболическим цитопротектором, улучшающим энергетические процессы в клетке. Препарат проходит через гематоэнцефалический барьер и тормозит распад нейромедиаторных моноаминов и нейротрансмиттеров, что необходимо для нормального функционирования мозга.

* статья опубликована в научно-практическом журнале «ВРАЧ«, 2020; 31(12) — с. 29-32.

М.Г. Жестикова, М.Ю. Герасименко, С.Л. Кан, В.А. Миненков, Т.П. Айкина
Прочитать статью полностью
Назад