Поиск по сайту

EN
Рисперидон Органика (таблетки 1,2, 3, 4 мг)

Применение рисперидона в комплексном лечении больных затяжными резистентными обсессивно-фобическими расстройствами

Резюме

Несмотря на то что затяжные тревожные и обсессивные расстройства трудно поддаются лечению и объединяют широкий пласт проблем, связанных с их диагностикой, квалификацией и выявлением закономерностей динамики, пристальное клиническое внимание к этой проблеме до настоящего времени невелико. Дальнейшее изучение этих расстройств позволит не только расширить понимание взаимоотношения обсессивно-фобических расстройств с сопутствующими расстройствами, но и определить подходы к их терапии. Предпринятое нами исследование показало, что рисперидон (ОАО «Органика») при назначении в дозе 2 мг/сут в составе комбинированной терапии в сочетании с антидепрессантами группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина является эффективным препаратом для лечения большинства затяжных резистентных тревожно-обсессивных расстройств и позволяет добиться улучшения у 73% пациентов, равномерно воздействуя на весь спектр изученных нарушений, в течение уже 2-4 нед терапии.

Отрывок из статьи

Первоначально сам вопрос о назначении препаратов антипсихотического действия для купирования ОК/ТФ-симптомов вне зависимости от их нозологической оценки оценивался как спорный. Многие исследователи, соглашаясь в отношении возможности их использования (особенно в отношении атипичных антипсихотических средств), отмечают, что, по крайней мере в теории, существует ряд аргументов, позволяющий оценить их применимость как ограниченную. Основным из доводов являлась антагонистическая активность этих препаратов в отношении серотониновых рецепторов, что предположительно должно было не только не привести к улучшению, но и вызвать усиление выраженности ОК-нарушений (Baker, 1992, 1997; Ghaemi, 1995; Morrison, 1998).

С другой стороны, возможность проведения комбинированной терапии считалась ограниченной из-за способности ряда антидепрессантов провоцировать ухудшение психотической симптоматики, а также приводить к появлению агрессивности у пациентов с расстройствами импульсивного контроля. Также, комбинированная терапия поднимает вопрос о лекарственном взаимодействии и возможности наложения нежелательных эффектов кломипрамина, флувоксамина или пароксетина и некоторых типичных нейролептиков (а также клозапина) (кардиоваскулярные эффекты, увеличение массы тела и ряд других — Hiemke, 1994; Margetis, 2008).

Чаще всего предлагаются достаточно общие терапевтические алгоритмы, которые могут быть разделены на две основные группы: монотерапия антипсихотическими препаратами и сочетанное назначение антипсихотических средств и серотонинергических антидепрессантов. Антидепрессивную монотерапию шизообсессий и обсессий, коморбидных с личностными расстройствами не рекомендует практически никто из авторов из-за способности ряда антидепрессивных средств провоцировать ухудшение психотической симптоматики, а также приводить к росту агрессивности и импульсивному поведению (M. Poyurovsky, 2011).

Существуют отдельные терапевтические рекомендации, которые базируются на одном из двух следующих принципов :

  1.  к первоначальной основной терапии серотонинергическими антидепрессантами, назначенными по поводу первичных ОФР, при выраженной резистентности, появлении отдельных (суб)психотических признаков или при наличии коморбидной личностной патологии присоединяются атипичные антипсихотические препараты в начальных дозах (например, 1—2 мг в сутки рисперидона), назначение которых проводится по принципу сопутствующей терапии, то есть, гибко меняется в зависимости от особенностей текущего состояния и не является обязательной частью поддерживающего или профилактического этапов;
  2.  при выявлении ОФ-симптомов в структуре шизофренического состояния к базовой терапии препаратами антипсихотического действия добавляются серотонинергические антидепрессанты, дозировка и длительность применения которых определяются выраженностью и динамикой коморбидной ОК-симптоматики (Poyurovsky, 2013).

*статья опубликована в научно-практическом рецензируемом журнале «Российский психиатрический журнал», 2015; №5 — с. 92-100.

Д. В. Ястребов, К. В. Захарова, М. П. Марачев ФГБУ Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского
Прочитать статью полностью
Назад