Резюме
В статье приведены результаты сравнительного исследования эффективности клозапина, рисперидона, оланзапина, кветиапина и высокопатентных типичных нейролептиков при купирующей терапии обострений непрерывной параноидной шизофрении. Установлена наибольшая эффективность клозапина и наименьшая эффективность кветиапина. Выделены клинические предикторы эффективности терапии всеми изученными нейролептиками. Уточнены принципы дифференцированного к применению атипичных нейролептиков при лечении обострений неприрывной параноидной шизофрении.
Отрывок из статьи
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что эффективность атипичных нейролептиков нового поколения, клозапина и высокопотентных традиционных антипсихотических средств при лечении обострений непрерывной параноидной шизофрении значительно различается. Клиническое наблюдение и статистический анализ полученных данных показали, что у таких больных наиболее полезно применение клозапина. Его высокая эффективность проявляется максимально быстрым и наибольшим ослаблением тяжести продуктивной симптоматики. Терапия клозапином высокоэффективна при различных симптомокомплексах и различной длительности болезни. У больных с манифестацией эндогенного процесса возможно формирование критики.
Применение при обострениях параноидной шизофрении высокопотентных типичных нейролептиков менее эффективно. Однако такое лечение более полезно, чем прием атипичных нейролептиков нового поколения (особенно у больных с синдромом психического автоматизма при длительном течении заболевания). Применение типичных нейролептиков, так же как и прием клозапина, приводит к улучшению состояния больных с различными галлюцинаторно-бредовыми расстройствами.
Наименее полезным при обострениях параноидной шизофрении является применение атипичных нейролептиков нового поколения (рисперидон, оланзапин). Их невысокая эффективность отчетливо прослеживается при клиническом наблюдении и подтверждается данными статистического анализа. Они наиболее эффективны при манифестации заболевания в виде паранойяльного синдрома. Однако в этих случаях качество сформированных ремиссий значительно ниже, чем при лечении клозапином. При активном течении болезни длительностью более 1 года эффективность рисперидона и оланзапина значительно снижается. Терапия рисперидоном малоэффективна у больных с выраженными нарушениями стройности мышления. Оланзапин более эффективен при психомоторном возбуждении и тревоге. Применение атипичных нейролептиков может быть полезным у некоторых больных с обострениями заболевания, развившимися на фоне шизофренического дефекта, но только в случае отсутствия в их структуре выраженных нарушений стройности мышления. При лечении рисперидоном и оланзапином терапевтический эффект развивается позже, чем при применении других антипсихотических средств. Применение кветиапина для лечения обострений непрерывной параноидной шизофрении у большинства больных неэффективно.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости уточнения схемы дифференцированного назначения современных нейролептиков при лечении шизофрении. Ранее многие авторы указывали на предпочтительность использования различных атипичных нейролептиков нового поколения, относя их к средствам первого ряда [3, 15-19].Однако, на наш взгляд, у широкого круга больных более рационально применение высокоэффективных средств, например, клозапина. Такая терапия показана не только в случае длительного хронического течения шизофрении, но и у больных с ее манифестацией. Известно, что эндогенный процесс наиболее активно прогрессирует в первые годы после манифестации, в это время происходит наибольшее усиления тяжести продуктивных расстройств и формирование основных проявлений шизофренического дефекта. Поэтому назначение клозапина на «раннем этапе» заболевания (при тщательном динамическом наблюдении для предотвращения осложнений и активном использовании различных методов формирования терапевтического сотрудничества) оправдано возможностью достижения максимального улучшения состояния больного и наибольшим сдерживанием прогредиентности болезни, что в конечном итоге улучшает отдаленный прогноз. Применение атипичных нейролептиков нового поколения (рисперидон, оланзапин), несмотря на их невысокую эффективность, может быть более предпочтительно у некоторых больных в связи с отсутствием затормаживающего действия, низким риском неврологических расстройств и остро развивающихся соматических побочных эффектов. Это относится к пациентам, у которых лечение проводится амбулаторно, к пожилым больным и пациентам с сопутствующей соматической патологией.
*статья опубликована в научно-практическом рецензируемом журнале «Сибирский вестник психиатрии и наркологии», 2010; №3(60) — с. 82-88.